Обо мне

Токмак, Запорожская, Ukraine
Пастор Украинской лютеранской церкви в г. Запорожье и г. Токмаке, Запорожской обл.

вторник, 21 июля 2015 г.


Мартин Лютер о сути Евангелия


Обычное дело — подсчитывать количество Евангелий, перечислять их по названиям и говорить, что существует четыре Евангелия. Этот обычай порождает ситуацию, когда никто не знает, что св. Павел и св. Петр говорят в своих посланиях, а их учение считается приложением к учению Евангелий — чем-то наподобие предисловия блаж. Иеронима. Кроме того, есть и еще худший обычай считать Евангелия и послания книгами закона, в которых якобы содержатся поучения о том, что мы должны делать, и в которых дела Христовы изображаются лишь в качестве примера для нас. Там, где эти две прискорбных привычки укореняются в сердце, ни Евангелия, ни послания не могут быть читаемы по-христиански и с пользой, а потому люди все еще остаются язычниками.


И потому следует осознать, что существует только одно Евангелие, но излагают его многие апостолы. Каждое послание Павла и Петра, а равно и Деяния Апостолов, написанные Лукой, являются Евангелием, пусть даже не все они повествуют о делах и словах Христа, а одно может быть короче и проще другого. Даже среди четырех Евангелий нет ни одного, которое содержало бы все слова и дела Христа, — и это совершенно не нужно. Евангелие представляет собой (и оно не должно быть ничем иным) дискурс или повествование о Христе, точно так же как это бывает промеж людей, когда некто пишет книгу о короле или князе и рассказывает о том, что он сделал, сказал и пережил в свое время. Подобную историю можно рассказать по-разному; один пишет подробно, а другой кратко. И потому Евангелие есть (и оно должно быть таковым) не что иное, как летопись, история, повествование о Христа, рассказывающее о том, кто Он такой, что Он сделал, сказал и пережил — и эту тему один раскрывает кратко, другой более подробно, один так, другой иначе. 



В самом коротком изложении Евангелие представляет собой весть о Христе, о том, что Он Сын Божий, ставший ради нас человеком, что Он умер и воскрес, что Он поставлен Господом над всем сущим. В таком виде св. Павел берет Евангелие и подробно разъясняет его в своих посланиях. Он избегает говорить о чудесах и обстоятельствах служения Христа, о которых рассказывают четыре Евангелия, однако в свои послания он долным образом и в изобилии включает всю полноту Евангелия. Это можно ясно и четко увидеть в его приветствии к римлянам (Рим. 1:1-4), где он объясняет, что такое Евангелие, и пишет «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» и т. д.



Вот оно. Евангелие — это рассказ о Христе, Сыне Божьем и Сыне Давидовом, Который умер, воскрес и поставлен Господом. Это суть Евангелия в двух словах. И точно так же, как не может быть более одного Христа, нет и не может быть больше одного Евангелия...



— Мартин Лютер. Краткое наставление о том, 
чего следует искать в Евангелиях и ожидать от них

воскресенье, 12 июля 2015 г.

Не убей!

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Евангелие от Матфея 5 глава.

Очень часто, когда слышат заповедь: «Не убей!», люди думают, что они точно не нарушили ее. Ведь тех, кто непосредственно лишил другого человека жизни не так много находиться среди нас. Криминальна ответственность за убийство довольно таки строгая в нашем государстве, потому не многие решаются на такой отчаянный поступок. Даже спросив у многих христиан, нарушение какой заповеди они считают наибольшим, то многие вспомнят именно заповедь «Не убей». Убийство – это то, что человек совершив, понимает – он сделал непоправимое. Человека не вернуть к жизни, воскресить из мертвых не в нашей власти.
Господь Иисус Христос также напоминает о справедливом требовании Закона. Закон запрещает убийство, и предупреждает, что убийца должен быть наказан. И наказанием, согласно Ветхого Завета, была смерть. Кто отбирал жизнь у другого у того самого забирали жизнь. Принцип справедливости как нельзя лучше просматривался в этой заповеди.
Но вдруг, совсем неожиданно для многих религиозных людей, как древности, так и нашей с вами современности, Господь делает уточнение по поводу этой заповеди. Оказывает Тот, Кто давал эту заповедь людям, Кто устанавливал законы для Своего творения, имел ввиду не только лишение жизни другого человека преступлением против данной заповеди, но и проявление гнева, и оскорбление другого человека.
Каждому из нас, услышавшему эти слова, есть над чем задуматься. Тут многие вспомнят, как они гневались на ближнего своего, как, не сдерживаясь многоженство раз, говорили оскорбительные слова в адрес своего ближнего, пытаясь его задеть, унизить, сделать все, чтобы человек почувствовал себя плохо. 
В Википедии мы находим следующее определение гнева:
Гнев — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её. Аффе́кт — эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Аффекты отличают от эмоций, чувств и настроений.
Как мы увидели, это даже то, что, как нам кажется, может быть и не подконтрольно нам. Но Бог возлагает на нас ответственность за контроль над нашей личностью и за все те мысли, слова и дела, которые мы совершаем.
Даже по самому определению не сложно понять, почему гнев является уже нарушением заповеди Творца. Человек в подобном состоянии способен совершать неразумные поступки, даже лишить другого человека жизни. Потому так важно научиться нам контролировать вспышки гнева в нашей жизни. Понимать, что это такой же грех, как и убийство, за который мы должны каяться, и прилагать все усилия, при помощи Господа, для исправления своего поведения.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
Рака (пустой человек). Это слово многие даже не считают оскорбительным. Многие пользуются подобный фразой, или словами близки по значению, для того, чтобы констатировать факт. Неудачник, ничего не добился, серая мышь. Эти слова не очень и оскорбительные. Но они имеют своей целью унизить человека, возвысить себя над ним, и побудить ближнего к ропоту на Бога. Что мы делаем, когда подобными словами бросаемся в адрес нашего ближнего? С одной стороны оскорбляем человека, с другой разжигаем ссору, а может и вражду, разжигаем конфликт, который может завершиться и физической расправой или даже убийством.
Безумный, глупый, не мудрый. Как часто мы произносили эти слова в адрес наших ближних? Делая это мы совершали грех убийства! За подобные оскорбления Господь угрожает нам геенной огненной, вечным проклятием, адом. Вот бы не подумали, что за слово «глупый» можно попасть в ад, так ведь?
Оказывается, отношения с нашим ближним влияют на наши отношения с Богом. Невозможно немного ссориться и носить злобу на ближнего и иметь правильные отношения с Всевышним.
Господь описывает нам ветхозаветную систему жертвоприношений. Приносить жертву нужно было в разных случаях. Главная цель жертвоприношений – примирение с Господом, прощение грехов. Когда человек осознавал свой грех, то для примирения, для прощения греха была необходимо принести жертву. Жертва умирала, человек получать прощение и жизнь. Были жертвы всесожжения, которые символизировали полное посвящение проносящего ее Господу. В этом случаи вся жертва сжигалась, что символизировало полную отдачу человеком исполнению воли Божьей. Были жертвы благодарности за полученные благословения. Человек осознавал, что целиком и полностью его благосостояние зависит от Бога, что Он дает ему жизнь и все необходимое для ее поддержания и приносил жертвы благодарения за эти благословение и заботу Господа.
Какую бы жертву в данном отрывке не подразумевал Иисус, ключевым акцентом является гармоничные отношения с Богом. Человек с чистой совестью должен был принести жертву, которая символизировала полную зависимость от Бога и подчинение Его воле. А если ты совершает убийство, если оскорбляешь и унижаешь человека, если делаешь все, чтобы его жизнь была невыносимой о каком подчинении воли Всевышнего и о раскаянии пред Ним может идти речь?
Потому Иисус Христос говорит:
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Как вы уже знаете, что верные «вертикальные» отношения, т.е. отношения с Богом на основании жертвы Иисуса Христа, всегда будут находить свое проявление в верных «горизонтальных» отношениях, т.е. верных, согласно Заповедей Господа, отношениях с ближним. Оправдание всегда будет находить свое проявление в освящении.
Господь использует еще один образ, образ людей идущих решать свой спор в суд. Если ты не уверен в том, что ты прав, если не уверен, что судья в твою пользу решит дело, приложи все усилия чтобы примириться с твоим соперником. Иначе, твое упорство в нежелание признать свою вину и исправить ситуацию, приведет к страшным последствиям. Ты будешь брошен в тюрьму и не выйдешь оттуда пока не заплатишь по счетам, т.е. никогда.  
Это нас заставляет серьезно задуматься над отношениями с нашими ближними. Можем ли мы легкомысленно относиться к тому, что кто-то на нас обижен, что с кем-то мы находимся во вражде, что мы кого-то оскорбляем, что над кем-то подсмеиваемся, что кого-то огорчаем. Из слов нашего Господа мы можем сделать единственно верный вывод: это огромная проблема, на которую мы не можем закрывать глаза. Это просто грех, нарушение заповеди «Не убей». А всякого убийцу ждет суровое наказание – вечное проклятие, ад.
Я думаю, что каждый слышащий эти слова понял, что он, положа руку на сердце, должен признать свою виновность, признать то, что он неоднократно нарушал Закон Всевышнего и совершал убийство. Оскорблял и унижал других, приносил, пусть не физические, но эмоциональные страдания, которые убивали ближнего, делали его жизнь невыносимой. Раскаяние выражаться в примирении и исправлении своих «горизонтальных» отношений.
Но давайте вернемся к первому стиху сегодняшнего Евангельского чтения:
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Выслушав наставление о заповеди «не убей», мы поняли, что с праведность у нас большие проблемы. Что мы все греховны и достойны вечного наказания. Каждый, кто уже пробовал налаживать отношения с ближним, кто искал пути примирения, понимал, что нас очень часто подстерегает неудача.   Праведность,  о которой говорить наш Спаситель, это не праведность, исходящая из наших дел, это не праведность, достигаемая нашими усилиями. В противном бы случаи, мы бы никогда не были уверены  в своем спасении, в том, что сделали достаточно для того чтобы быть в раю. Даже посмотрев на одну заповедь, мы поняли, что полностью не в состоянии сделать достаточно для своего спасения. Господь сейчас желает перевести наш взор на Себя. Он желает нам дать ту полную праведность, которая необходима для того, чтобы мы имели верные отношения с нашим Творцом, для того, чтобы мы были оправданы на страшном суде и проводили свою вечность в раю.
Он говорит о Своей праведности, о Своем полном послушании воле Отца, о Своей безгрешной жизни. Этим Он хочет поделиться с нами. Он желает совершить и делает этот блаженный обмен, забирая наши грехи и даруя нам свою праведность. Мы имеем праведность во всех отношениях превосходящую праведность всех «святы». Потому что наша праведность совершенна, это праведность Сына Божьего. Именно такими видит Бог Отец всякого верующего в искупительную жертву, принесенную Его Сыном Иисусом Христос. Господь Иисус умирает на кресте, неся наказания за наше непослушание, чтобы мы не были наказаны. Мы праведны и мы прощены! Это великий дар нашего Бога. Получив эту праведность мы получаем силу Духа Святого для того, чтобы идти и примириться с нашим ближним. Только имея верные «вертикальные»  отношения, основанные на жертве Христа, мы можем иметь гармоничные «горизонтальные» отношения с нашими ближними.
Оправданные в Господе приносите плоды освящения! И да пребудет с вами Господь! Аминь. 

четверг, 9 июля 2015 г.


ДЕНЬ РОЗЫ ЛЮТЕРА


Восьмое июля 1530 г. - первое письменное упоминание и описание с толкованием Розы Лютера, богословского герба реформатора Церкви и духовного символа евангелическо-лютеранских церквей по всему миру, которое Мартин Лютер сам дал в своём письме к Лазарусу Шпленгеру:

"Первым должен быть черный крест на сердце, которое окрашено в свой естественный цвет, так что мне будет напомнено, что вера в распятого [Христа] вводит нас в Царство Небесное. «Потому что сердцем веруют к праведности» (Рим. 10:10). Хотя это и черный крест, который умерщвляет и должен также причинять боль, он оставляет сердцу его естественный цвет. Он не искажает природу, то есть не убивает, а сохраняет ее живой. «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17). А сердце изображено в центре цветка белой розы, олицетворяющей радость, утешение и умиротворение, которые приносит вера. Другими словами, она помещает верующего в белую розу радости, «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Иоанн 14:27).
Розе же надлежит быть белой, а не красной. Ведь белый цвет — это цвет духовности и всех ангелов (см. Матфей 28:3; Иоанн 20:12). Роза благоухает в небесно-голубом поле. И такое благолепие в духе и вере есть начало будущей небесной услады. Поле окружено золотым кольцом. Это означает, что небесному блаженству нет конца; оно будет длиться вечно. Оно дороже всех радостей и благ, точно так же, как золото выше, благороднее, ценнее всех металлов. Это мой compendium theologiae".

среда, 8 июля 2015 г.

7 июля 
Рождество Иоанна Крестителя 


57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
Евангелие от Луки глава 1.