Обо мне

Токмак, Запорожская, Ukraine
Пастор Украинской лютеранской церкви в г. Запорожье и г. Токмаке, Запорожской обл.

суббота, 28 февраля 2015 г.

Великий Пост - это прежде всего время усиленной проповеди страданий Единородного Сына Божия Иисуса Христа во искупление всего человеческого рода. Господь и Спаситель пострадал за нас и телом (1-е Петра 2, 24), и душою (от Матфея 26, 38а), искупив как наше тело, так и нашу душу (1-е Коринфянам 6, 20). Поэтому время поста для нас - это время нашего усиленного покаяния как телом, так и душою, в единстве которых все мы и грешим. Христианский пост как покаяние и смирение тела, без участия которого не совершается ни один человеческий грех! При этом следует избегать как диетологизации поста, так его профанации ("Я меньше провожу время за компьютером!"), простой морализации, под которой могут подписаться даже те, кто отвергает Самого Бога во Христе и дарованное Им спасение. Только лишь богодухновенная вера во Христа Иисуса по слову Его Евангелия и есть главной движущей силой поста и его сердцем. Истинный пост всегда приносит свой терпеливый и пребывающий также и в не постные дни плод благочестия в прощении друг другу ради Христа, в бескорыстном служении ближнему, кем бы и каким бы они ни был, в любви, милосердии и жертвенной благотворительности..

суббота, 21 февраля 2015 г.


"Только через веру и без дел душа оправдывается Словом Божьим, освящается, делается истинной, спокойной и свободной, исполняется всеми благословениями и воистину делается чадом Божьим." 
© Мартин Лютер
"Правдива віра не сумнівається, вона поступається цілим серцем переконанню про те, що Син Божий був виданий на смерть за нас, що гріхи прощено, що смерть знищена, і що з цим злом покінчено, - і навіть більше від цього: вічне життя, спасіння, і слава, так-так, переконанню, що Сам Бог повернувся до нас, і що через Сина Бог зробив нас Своїми дітьми".
© Мартін Лютер

четверг, 19 февраля 2015 г.

"Где огонь, там и дым. Где пламя Святого Духа, там и приятное благоухание молитвенного воскурения. "Из моря в море", - говориться о воде. А о молитве мы говорим:" От Бога к Богу". Он Сам творит её, Он сам же и принимает её во благодати. Тем более, что Дух Его не только учит нас молится, но и Сам представляет нас пред Ним воздыханием неизреченным"
(Генрих Мюллер, 1631-1675).

суббота, 14 февраля 2015 г.

"Подобно, как Христос существует для нас в двух Природах и есть одновременно и Человек, и Бог, таким же образом Божество Святого Духа для нас конкретизируется тем, что Он артикулирует Себя посредством человеческого слова, которое в тот же момент есть Божие слово", 
Иоанн Анзельм Штайгер, "Philologia sacra", 2011.

среда, 11 февраля 2015 г.

Проповедь на третье воскресенье пред Великим постом
Работники виноградника
1  Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2  и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3  выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4  и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5  Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6  Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7  Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8  Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9  И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10  Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11  и, получив, стали роптать на хозяина дома
12  и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13  Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14  возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе;
15  разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
16  Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
(От Матфея 20:1-16)

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
Господь наш Иисусу Христос очень часто использовал притчи, чтобы проиллюстрировать истины Царствия Божьего. Используя их, Спаситель делал более понятным и воспринимаемым Его Слово.  Ситуация, описанная в сегодняшней притчи, типична и хорошо известна жителем древней палестины, да и всем, кто занимается виноградарством.
Наступило время сбора урожая. Ягоды уже созрели, набрали оптимальной сахаристости и их необходимо в кратчайшие сроки сорвать и переработать. Хозяин набирает максимально возможное количество работников, чтобы как можно скорее собрать урожай. Потому что скоро наступить сезон дождей, который не позволит работать в винограднике и загубит урожай.
Где нанимали поденщиков? На рынке… Именно там в древнее времена можно было нанять человека на день для выполнения необходимого неквалифицированного труда. Особенностью поденщиков, как не квалифицированных работников, также являлся низкий уровень заработной платы. Человек часто зарабатывал столько, сколько необходимо было ему потрать в день для пропитания своей семьи. Если человек не работал, то его семья оставалась голодной в этот день.
Обыкновенной платой за день работы был римский динарий.
Также необходимо обратить внимание и на исчисление суточного времени в то время в Израиле. Сутки делились на двенадцать часов дневного и двенадцать часов ночного времени. Наши шесть часов утра это было началом отсчета дневных двенадцати часов в Израиле. И восемнадцать часов наших было началом вечерних двенадцати часов и концом рабочего дня.
Царство Божье, о котором здесь говорит Иисус, это милостивое правление Христа посредством Своего Слова верующими в Него людьми. Другими словами мы услышим поучение о Церкви. Ведь каждый из нас желает об этом узнать больше. Это самое важно для каждого человека, от этого зависит наш пребывание в вечности. Или в раю с Богом, или в аду с дьяволом.
Ключевой фигурой притчи является хозяин виноградника. Он – владелец, который приглашает работников. Именно от него зависит, будет тот или иной работать в винограднике, и какую плату он получит по окончанию работы.  Здесь уже содержится важная истина! Главой Церкви является Господь Иисус Христос, именно Он призывает людей в нее, именно Он делает все, для того, чтобы люди были спасены. Люди просто пассивно ожидают милости от Великого Бога, и Он ее проявляет и спасает их.  Мы видим, что хозяин виноградника сам приходит на рынок нанимать работников. Он разыскивает и призывает тех, кто будет работать в винограднике. И совершено не зависит от работника, наймут его или нет, а именно от хозяина, призовет он или нет.
Мы, конечно, здесь увидим нашего Милосердного Бога, который Сам приходит для того, чтобы спасти погибшее человечество. Более того, мы видим Господа, приходящего именно  к нам и избирающего именно нас. Вы спросите, как и когда конкретно меня избрал Господь для того, чтобы я был членом Его церкви? Некоторые из нас будут терзаться сомнениями, будут придумывать, что именно может быть свидетельством избрания или подтверждением отвержения. Но только Хозяин виноградника может верно дать ответ на этот жизненно важный вопрос. Ответ Он дает нам в Священном Писании, которое указывает на крещение. Именно посредством него Спаситель переносит нас из царства тьмы в Свое царство. Именно посредством крещения Дух Святой дает нам рождение свыше, делая нас детьми Бога. И теперь каждый из нас может снова задать себе вопрос: избран ли я пребывать в винограднике Бога? И, посмотрев на свое крещение, мы с полной уверенностью можем дать единственно верный ответ: да, конечно!  
Зададим другой важный вопрос: а что мне делать, находясь в Церкви? Что мне делать, чтобы оправдать надежды хозяина? Я крещен, милостью Своей Бог призвал меня. Как мне поступать, чтобы получить плату, или может я не дотяну до нормы и ничего не получу?  И на этот вопрос дает ответ притча. Обратим внимание на время, которое за работой проводят наемники и от которого, по нашему мнению, должна зависит заработная плата. Хозяин только с первыми работника согласовывает плату. За целый рабочий день они получат один динарий.  На последующий это не может распространяться, они не работают целый день, им не за что платить динарий. Первые проведут в винограднике двенадцать часов. Но последующие проведут там девять, шесть, три, а кто-то всего лишь один час. И мы понимаем, что и плата должна пропорционально отличаться. Но происходит совершенно неожиданное – все получают по динарию. Здесь наша человеческая справедливость возмущается и эту реакцию показывает Господь в притче. Почему просто по милости дается награда, а как же наши усилия, почему они не замечены? Не от проведенного времени за работой, не от перенесенных тягостей трудового дня, не от количества собранного винограда, а от милости хозяина зависит плата. И помним, правила здесь устанавливает владелец виноградника, это его средства и он волен распоряжаться ими по своему желанию.
Пусть каждый, кто плачет о своих грехах и думает, что ему нет прощения, увидит великую милость Господа Иисуса Христа. И пусть всякий, кто уповает на свои дела, и свое благочестие услышит предупреждение Владыки, чтобы не утратить дары Божьи. Все получили один динарий – жизнь вечную с Христом в раю. И это не заработок, а милостивый дар!
И потому вместе с Апостолом Павлом мы можем сказать: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона».
Итак, получим ли мы награду, достигнем ли мы жизни вечной, не напрасно ли мы будем ходить в церковь, можем ли мы быть уверенны в своем спасении? Ответ на все эти вопросы очевиден, когда мы смотрим на крест Христов. Именно смерть и воскресение Христа является гарантией нашего спасения. Как реально то, что Христос умер и воскрес, так же реально и наше спасения. Сам Господь, прощающий нам милосердно грехи, является Гарантом того, что мы будем с Ним проводить вечность после воскресения из мертвых.
То, что мы должны выполнять работу в винограднике, это есть само собой разумеющимся. Ведь для чего же еще нас туда пригласили? Добрые дела должны следовать за оправданием, которые получаем мы по благодати. Но ведь в труде каждого можно найти недочеты, которые существенно снизят плату, или вообще оставят нас без денег. Только милость Господа позволяет нам получить жизнь вечную, и другого не дано!
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
Здесь также звучит суровое предупреждение тем, которые желают отношения с Всевышним строить на делах и затем требовать, как им кажется, «справедливого воздаяния» за их труды. Справедливым воздаянием за наши дела будет только наказание. В священном Писании мы никогда не встретим мысли, что возможно отработать грехи прошлого. За грех есть только справедливая плата – наказание. А единственным выходом из этой ситуации есть прощение Божье. Потому каждый христианин настолько свят, насколько он прощен Господом, а не на сколько освятился свои делами. Будем благодарить Владыку за Его дары для нас, и идти путем освящения.

И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь.

суббота, 7 февраля 2015 г.

95 ТЕЗИСОВ

1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: "Покайтесь...", заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.

2. Это слово ["покайтесь"] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).

3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние - ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.

4. Поэтому наказание остается до тех пор, пока остается ненависть человека к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами - вплоть до вхождения в Царствие Небесное.

5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.

6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.

7. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всем священнику, Своему наместнику.

8. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.

9. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в папе, в декретах коего всегда исключен пункт о смерти и крайних обстоятельствах.

10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в Чистилище оставляют на умерших церковные наказания.

11. Плевелы этого учения - об изменении наказания церковного в наказание Чистилищем - определенно посеяны тогда, когда спали епископы.

12. Прежде, церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния.

13. Умершие все искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным канонам, по закону имеют от них освобождение.

14. Несовершенное сознание, или благодать умершего, неизбежно несет с собой большой страх; и он тем больше, чем меньше сама благодать.

15. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны (ибо о других вещах я умолчу), чтобы приуготовить к страданию в Чистилище, ведь они - ближайшие к ужасу отчаяния.

16. Представляется что Ад, Чистилище и Небеса - различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность.

17. Представляется, что как неизбежно в душах умаляется страх в Чистилище, так прирастает благодать.

18. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния [приобретения] заслуг или причащения благодати.

19. Представляется также недоказанным и то, что все они уверенны и спокойны о своем блаженстве, хотя мы в этом совершенно убеждены.

20. Итак, папа, давая "полное прощение всех наказаний", не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные.

21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.

23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим.

24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

25. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своем диоцезе или приходе в частности.

26. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей (каковой он вовсе не имеет), но заступничеством дает душам [в Чистилище] прощение.

27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища.

28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество - единственно в Божьем произволении.

29. Кто знает, все ли души, пребывающие в Чистилище желают быть выкупленными, как случилось, рассказывают, со св. Северином и Пасхалием.

30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и - много меньше - в получении полного прощения.

31. Сколь редок истинно раскаявшийся, столь же редок по правилам покупающий индульгенции, иными словами - в высшей степени редок.

32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.

33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции - это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.

34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески.

35. Не по христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния.

36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.

37. Всякий истинный христианин, и живой, и мертвый, принимает участие во всех благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот.

38. Папским прощением и участием не следует ни в коем случае пренебрегать, ибо оно (как я уже сказал) есть объявление Божьего прощения.

39. Непосильным трудом стало даже для наиболее ученых богословов одновременно восхвалять перед народом и щедрость индульгенций и истинность раскаяния.

40. Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и внушает ненависть к ним или по крайней мере. дает повод к этому.

41. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния.

42. Должно учить христиан: папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.

43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции.

44. Ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше; посредством же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания.

45. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего и пренебрегая им покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечет на себя.

46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.

47. Должно учить христиан: покупка индульгенций - дело добровольное а не принудительное.

48. Должно учить христиан: папе как более нужна, так и более желанна, - при продаже отпущений - благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги.

49. Должно учит христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают на них упования, но весьма вредоносны, если через них они теряют страх перед Богом.

50. Должно учит христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучшее сжечь дотла храм св. Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец.

51. Должно учить христиан: папа, как к тому обязывает его долг, так и на самом деле хочет, - даже если необходимо продать храм св. Петра - отдать из своих денег многим из тех, у кого деньги выманили некоторые проповедники отпущений.

52. Тщетно упование спасения посредством отпустительных грамот, даже если комиссар, мало того, сам папа отдаст за них в заклад собственную душу.

53. Враги Христа и папы суть те, кто ради проповедования отпущений приказывают, чтобы слово Божие совершенно умолкло в других церквах.

54. Вред наносится слову Божию, если в одной проповеди одинаково или долее времени тратится на отпущение, нежели на него.

55. Мнение папы, безусловно состоит в том, что если индульгенции - ничтожнейшее благо - славят с одним колоколом, одной процессией и молебствием, то Евангелие - высшее благо - надлежит проповедовать с сотней колоколов, сотней процессий и сотней молебствий.

56. Сокровища Церкви, откуда папа раздает индульгенции - и не названы достаточно, и неизвестны христианам.

57. Несомненно, что ценность их - и это очевидно - непреходяща, ибо многие проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно собирают.

58. Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо они постоянно - без содействия папы - даруют благодать внутреннему человеку, и крест, смерть и Ад внешнему человеку.

59. "Сокровища Церкви, - сказал св. Лаврентий - это бедняки Церкви", но он употребил это слово по обыкновению своего времени.

60. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи Церкви, дарованные служением Христа - вот то сокровище.

61. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для прощения, в определенных ему случаях достаточно власти папы.

62. Истинное сокровище Церкви - это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога.

63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними.

64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми.

65. Итак, сокровища Евангелия - это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.

66. Сокровища же индульгенций - это сети, коими ныне улавливаются богатства людей.

67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют "высшую благодать" истинно таковы, поскольку приносят прибыль.

68. В действительности же они в наименьшей степени могут быть сравнимы с Божией благодатью и милосердием Креста.

69. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением.

70. Но еще более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки.

71. Кто говорит против истины папских отпущений - да будет тот предан анафеме и проклят.

72. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника - да будет тот благословен.

73. Как по справедливости папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки.

74. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине.

75. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, - предполагая невозможное - обесчестит Матерь Божию - значит лишиться разума.

76. Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины.

77. Утверждать, что св. Петр, если бы был папой, не мог бы даровать больше благодеяний - есть хула на св. Петра и папу.

78. Мы говорим против этого, что этот и вообще всякий папа дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее - как сказано в Первом послании к Коринфянам, 12 глава.

79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равномочен кресту Христову, значит богохульствовать.

80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это.

81. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к папе даже ученым людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян.

82. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ, - то есть по причине наиглавнейшей, - если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма - то есть по причине наиничтожнейшей?

83. Или: Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных их Чистилища?

84. Или: В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?

85. Или: Почему церковные правила покаяния, на самом деле уже давно от неупотребления себя отменившие и мертвые, до сих пор еще оплачиваются деньгами за предоставленные индульгенции, словно они еще в силе и живы?

86. Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?

87. Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение?

88. Или: Что могло добавить Церкви больше блага, если папа то, что он делает теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого верующего этим прощением и отпущением?

89. Если папа стремится спасти души скорее отпущениями, нежели деньгами, почему он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж тем как они одинаково действенны?

90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании - значит выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.

91. Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того - просто не существуют.

92. Посему да рассеются все пророки, проповедующие народу Христову: "Мир, мир!", - а мира нет.

93. Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: "Крест, крест!", - а креста нет.

94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.

95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.

M.D.XVII
© Мартин Лютер

вторник, 3 февраля 2015 г.


"Только через веру и без дел душа оправдывается Словом Божьим, освящается, делается истинной, спокойной и свободной, исполняется всеми благословениями и воистину делается чадом Божьим." 
© Мартин Лютер

"Дела, сами по себе, не оправдывают человека перед Богом, но он творит дела из непосредственной, естественной любви и покорности Богу, не принимая во внимание ничего, кроме одобрения Божьего, кому он скрупулезно повинуется во всем." 
© Мартин Лютер