Обо мне

Токмак, Запорожская, Ukraine
Пастор Украинской лютеранской церкви в г. Запорожье и г. Токмаке, Запорожской обл.

вторник, 21 июля 2015 г.


Мартин Лютер о сути Евангелия


Обычное дело — подсчитывать количество Евангелий, перечислять их по названиям и говорить, что существует четыре Евангелия. Этот обычай порождает ситуацию, когда никто не знает, что св. Павел и св. Петр говорят в своих посланиях, а их учение считается приложением к учению Евангелий — чем-то наподобие предисловия блаж. Иеронима. Кроме того, есть и еще худший обычай считать Евангелия и послания книгами закона, в которых якобы содержатся поучения о том, что мы должны делать, и в которых дела Христовы изображаются лишь в качестве примера для нас. Там, где эти две прискорбных привычки укореняются в сердце, ни Евангелия, ни послания не могут быть читаемы по-христиански и с пользой, а потому люди все еще остаются язычниками.


И потому следует осознать, что существует только одно Евангелие, но излагают его многие апостолы. Каждое послание Павла и Петра, а равно и Деяния Апостолов, написанные Лукой, являются Евангелием, пусть даже не все они повествуют о делах и словах Христа, а одно может быть короче и проще другого. Даже среди четырех Евангелий нет ни одного, которое содержало бы все слова и дела Христа, — и это совершенно не нужно. Евангелие представляет собой (и оно не должно быть ничем иным) дискурс или повествование о Христе, точно так же как это бывает промеж людей, когда некто пишет книгу о короле или князе и рассказывает о том, что он сделал, сказал и пережил в свое время. Подобную историю можно рассказать по-разному; один пишет подробно, а другой кратко. И потому Евангелие есть (и оно должно быть таковым) не что иное, как летопись, история, повествование о Христа, рассказывающее о том, кто Он такой, что Он сделал, сказал и пережил — и эту тему один раскрывает кратко, другой более подробно, один так, другой иначе. 



В самом коротком изложении Евангелие представляет собой весть о Христе, о том, что Он Сын Божий, ставший ради нас человеком, что Он умер и воскрес, что Он поставлен Господом над всем сущим. В таком виде св. Павел берет Евангелие и подробно разъясняет его в своих посланиях. Он избегает говорить о чудесах и обстоятельствах служения Христа, о которых рассказывают четыре Евангелия, однако в свои послания он долным образом и в изобилии включает всю полноту Евангелия. Это можно ясно и четко увидеть в его приветствии к римлянам (Рим. 1:1-4), где он объясняет, что такое Евангелие, и пишет «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» и т. д.



Вот оно. Евангелие — это рассказ о Христе, Сыне Божьем и Сыне Давидовом, Который умер, воскрес и поставлен Господом. Это суть Евангелия в двух словах. И точно так же, как не может быть более одного Христа, нет и не может быть больше одного Евангелия...



— Мартин Лютер. Краткое наставление о том, 
чего следует искать в Евангелиях и ожидать от них

Комментариев нет:

Отправить комментарий